Погружение как сердцевина: образовательная система Михаила Щетинина
В семейной школе «Родник» одним из важнейших методов обучения является погружение.
Автором уникальной системы обучения «методом погружения» является М.П.Щетинин. Этот метод предполагает глубокую, интенсивную и сосредоточенную работу над одной темой, предметом или видом деятельности в течение относительно длительного, непрерывного периода времени (от нескольких дней до нескольких недель).
Ключевые характеристики погружения по Щетинину:
- Концентрация на едином. Вся энергия, внимание и время участников (и детей, и педагогов) направлены на освоение одной выбранной сферы. Это может быть математика, история, литература, физика, освоение музыкального инструмента, постановка спектакля и пр.
- Интенсивность и глубина. Благодаря концентрации времени и сил, изучение идет не поверхностно, а вглубь. Участники успевают не только освоить теорию, но и применить ее на практике, прочувствовать предмет изнутри, задать глубокие вопросы, достичь уровня понимания, недоступного при "порционном" изучении.
- Практико-ориентированность. Погружение редко бывает чисто теоретическим. Знаниям стремятся найти применение в реальных делах школы. Изучают математику? Рассчитывают необходимое количество краски для ремонта школы. Изучают биологию? Ухаживают за растениями и животными. Изучают литературу? Пишут свои произведения и ставят спектакли.
- Свобода и ответственность. Участники (особенно старшие) часто сами выбирают тему погружения или активно участвуют в ее выборе. Это формирует высокую мотивацию и чувство ответственности за процесс и результат.
- Смена деятельности. Погружение в предмет построено на принципе чередования интеллектуальной деятельности с творческой, физической. Это позволяет равномерно задействовать разные отделы мозга, снижая умственное истощение и повышая продуктивность, и способствует гармоничному развитию детей.
- Коллективный труд и взаимообучение. Погружение — это работа в разновозрастных группах. Старшие учат младших, младшие тянутся за старшими. Обмен знаниями, помощь, совместное преодоление трудностей — неотъемлемая часть процесса. Педагог выступает скорее как организатор, наставник, старший товарищ, чем как лектор.
- Погружение в жизнь. Метод не ограничивается учебными дисциплинами. Погружение может быть в труд (облагораживание пришкольной территории), в искусство (подготовка большого концерта или фестиваля), в самоуправление (решение важных вопросов жизни поселения).