Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Физиологический фундамент метода погружения в образовании
В поисках эффективных образовательных стратегий, способных преодолеть фрагментарность традиционного обучения, метод погружения завоевывает все большую популярность. Его суть — глубокое, сконцентрированное изучение одной темы, предмета или навыка в течение продолжительного времени (от нескольких дней до недель), минимизируя отвлечения на другие дисциплины. Мощный физиологический фундамент этого метода заложен почти сто лет назад в работах выдающегося русского физиолога, психолога и мыслителя Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942) — в его учении о доминанте.
Что такое доминанта по Ухтомскому?
Ухтомский, исследуя работу нервной системы и рефлексы, открыл и сформулировал принцип доминанты. Это не просто "внимание" в бытовом смысле, а фундаментальный закон работы центральной нервной системы (ЦНС).
Кратко суть учения о доминанте как основы метода погружения.
- В каждый момент времени в мозге существует главный очаг возбуждения, притягивающий ресурсы и тормозящий конкурирующие процессы.
- Это обеспечивает концентрацию, глубокую обработку информации и целенаправленное поведение.
Почему погружение эффективно?
- Формирует устойчивую доминанту — длительная фокусировка на одной теме усиливает её обработку.
- Суммирует знания — все новые данные связываются с изучаемым предметом, углубляя понимание.
- Снижает помехи — минимизация переключений между темами предотвращает рассеивание внимания.
- Поддерживает мотивацию — целостность и видимый прогресс усиливают вовлечённость.
- Соответствует естественным ритмам — требует времени, которое традиционное обучение часто не даёт.
Таким образом, метод погружения физиологически обоснован учением Ухтомского, так как создаёт оптимальные условия для работы доминанты, обеспечивая глубокое и осмысленное обучение.