Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Физиологический фундамент метода погружения в образовании

В поисках эффективных образовательных стратегий, способных преодолеть фрагментарность традиционного обучения, метод погружения завоевывает все большую популярность. Его суть — глубокое, сконцентрированное изучение одной темы, предмета или навыка в течение продолжительного времени (от нескольких дней до недель), минимизируя отвлечения на другие дисциплины. Мощный физиологический фундамент этого метода заложен почти сто лет назад в работах выдающегося русского физиолога, психолога и мыслителя Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942) — в его учении о доминанте.

Что такое доминанта по Ухтомскому?

Ухтомский, исследуя работу нервной системы и рефлексы, открыл и сформулировал принцип доминанты. Это не просто "внимание" в бытовом смысле, а фундаментальный закон работы центральной нервной системы (ЦНС).

Кратко суть учения о доминанте как основы метода погружения.

Почему погружение эффективно?

  1. Формирует устойчивую доминанту — длительная фокусировка на одной теме усиливает её обработку.
  2. Суммирует знания — все новые данные связываются с изучаемым предметом, углубляя понимание.
  3. Снижает помехи — минимизация переключений между темами предотвращает рассеивание внимания.
  4. Поддерживает мотивацию — целостность и видимый прогресс усиливают вовлечённость.
  5. Соответствует естественным ритмам — требует времени, которое традиционное обучение часто не даёт.

Таким образом, метод погружения физиологически обоснован учением Ухтомского, так как создаёт оптимальные условия для работы доминанты, обеспечивая глубокое и осмысленное обучение.